Воспитание детей
Воспитание детей в семье
Родители — первые воспитатели детей
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране — дело большой государственной важности.
Дети воспитываются в яслях, детских садах, в школах у и во внешкольных учреждениях. Важная роль в воспитании детей принадлежит пионерской и комсомольской организациям. Но первыми их воспитателями являются родители.
Советская семья представляет собой первичный коллектив советского общества, его органическую клеточку, живущую общей жизнью и едиными интересами со всем советским обществом. В этом коллективе растут и воспитываются наши дети.
Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Отец и мать воспитывают детей не только словом, но и личным примером, своим поведением.
«Воспитание, — говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский, — не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».
Первейшая задача семьи состоит в том, чтобы формировать у детей черты нового, советского человека, готовить их к активному участию в строительстве коммунизма.
Большинство родителей в нашей стране хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени и внимания.
Воспитание детей — это самая почетная и ответственная обязанность матери. Роль отца в этом тоже очень важная: отец, который не занимается воспитанием детей или воспитывает их плохо, не выполняет своего гражданского долга. Разумеется, детей воспитывают не только отец и мать, но и остальные члены семьи.
Слаженность и организованность семейного коллектива является важным условием правильного воспитания детей в семье. Когда отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи.
Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии с интересами всего советского общества.
В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные.
Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев.
Однако в практике сложилось немало форм и методов воспитания, проверенных жизнью и дающих в большинстве случаев поло жительные результаты.
Воспитание у детей высоких моральных качеств
В. И. Ленин в речи на III съезде комсомола указал на необходимость подчинения всего дела воспитания, образования и учения современной молодежи воспитанию у нее коммунистической морали.
Вся воспитательная работа советской школы и семьи должна быть направлена на формирование у подрастающего поколения высоких моральных качеств, на воспитание у них навыков и привычек коммунистического поведения.
Надо помнить при этом замечательные слова А. С. Макаренко: «Вы, родители, воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий деятель и будущий борец».
В первую очередь у детей и молодежи нужно формировать такие черты, как советский патриотизм и пролетарский интерпационализм, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, дисциплинированность и организованность, коллективизм, правдивость и честность, непримиримость к недостаткам, умение критически оценивать свои поведение и смело критиковать недостатки других.
Воспитание моральных качеств у детей — дело сложное. Но оно вполне доступно каждой матери, каждому отцу, при условии, если им заниматься серьезно и систематически, если своевременно предупреждать недостатки в поведении детей.
Нужно помнить, что воспитывать детей легче, чем потом перевоспитывать, преодолевать вредные навыки и привычки в их поведении.
Дети отличаются высокой восприимчивостью. Поэтому у них быстрее формируются и закрепляются навыки и привычки. Эти навыки и привычки — не только положительные, но, к сожалению, и отрицательные — потом долго сохраняются. Если ребенка дошкольного возраста пугали темнотой, «лешими» и «домовыми», то он и в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату и испытывать чувство страха перед «нечистой силой».
Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших, то он и впоследствии может остаться неправдивым, лживым.
Для воспитания у детей дисциплинированности следует на конкретных примерах убеждать их в необходимости дисциплины в труде и в повседневной жизни.
Много ценных советов по воспитанию детей оставил замечательный советский педагог А. С. Макаренко. Он рекомендовал, например, для воспитания правдивости и честности у ребенка ничего не прятать от него, но следить за тем, чтобы он ничего не брал без спроса.
Надо разъяснять детям, что правдивость заключается не только в том, чтобы говорить правду, но и выполнять свои обещания, крепко держать свое слово. Правдивый и честный человек честен во всем — и в большом и в малом.
Особенно важно воспитать у детей такие моральные качества, как советский патриотизм и пролетарский интернационализм.
Хорошим средством патриотического воспитания детей в семье являются непринужденные беседы, а также чтение книг о нашей Родине, о мужественных борцах за мир.
В семье могут быть использованы и некоторые игровые формы. Так, проведение в семейном кругу интересной и увлекательной игры «Путешествия по просторам родины чудесной» не только расширяет кругозор детей, но и оказывает на них воспитательное воздействие.
Очень хорошо, если родители в целях патриотического воспитания своих детей посещают с ними музеи, выставки, организуют с детьми прогулки по городу и экскурсии в природу, знакомят их с историческими памятниками, связанными с революционным прошлым. Все это помогает воспитанию у детей любви к своему родному району, краю.
В условиях нашей многонациональной страны часто вместе учатся дети разных национальностей. Задача родителей воспитывать детей в духе дружбы и товарищества, уважения к любой национальности.
Для этого необходимо рассказывать им о славных традициях различных народов, об их вкладе в дело мира, в науку, культуру, искусство. Свои слова надо подкреплять чутким и внимательным отношением к людям других национальностей.
Пример и авторитет старших
Маленькие дети стараются подражать окружающим. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. Чаще всего дети подражают родителям.
Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится.
Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов. Поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье.
Родители иногда не замечают, какое влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый динь, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, влияет на характер и умственное развитие ребенка.
Правильное поведение родителей, принятое в советском обществе, их честное отношение к своему общественному долгу, к порученному делу — основное условие успешного воспитания детей.
Воспитание детей не требует, чтобы родители не спускали с них глаз: при этом дети вырастают пассивными и безынициативными.
Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей.
Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.
Большинство родителей воспитывает детей своим отношением к труду: они работают так, чтобы дети могли гордиться ими.
Например, отец одного из учеников Павлышской школы Кировоградской области, слесарь МТС, заболел. Врач дал ему отпуск по болезни на две недели. Но уже через неделю отец вышел на работу.
Когда он возвратился домой, двенадцатилетний сын обратился к нему с вопросом: «Почему ты, папа, ушел сегодня на работу? Ведь тебе можно было еще неделю пробыть дома». Отец ответил: «Я чувствую себя хорошо, а лежать мне некогда: скоро начнется сев, надо ремонтировать тракторы».
Сын надолго запомнил эти слова отца. Наблюдая в семье честное и добросовестное отношение родителей к труду, этот школьник рос честным и дисциплинированным мальчиком.
По-иному ведут себя дети, родители которых показывают отрицательные примеры поведения. Например, молодая здоровая колхозница, мать двух школьниц, была занята своими домашними делами. Увидев в окно посыльного из правления колхоза, направлявшегося к ее дому, она легла в постель и притворилась больной. Ссылаясь на «тяжелую болезнь», она отказалась выйти на работу. Дети с недоумением смотрели на мать, которая дала им наглядный пример лжи и лицемерия.
Другой пример. Мать читает интересную книгу. Раздается звонок. Мать зовет дочь — восьмилетнюю Люсю — и говорит:
— Пойди отвори дверь и, если это Анна Ивановна, скажи, что меня нет дома. — Девочка бежит, отворяет дверь и точно выполняет поручение матери.
Воспитание правдивости в детях имеет огромное значение. Но ребенок не будет правдивым, если мать заставляет его говорить неправду. Ведь он еще не может разобраться, какая ложь серьезна и вредна, а какая сравнительно безобидна.
Дети заимствуют у своих родителей, у старших братьев и сестер привычки и правила поведения, подражают их манерам и характеру. Поэтому если в семье царят грубость и невнимательность в отношениях между старшими, то и дети вырастают грубыми и невнимательными.
Надо приучать детей к домашнему труду
Особенно отрицательно сказываются на воспитании детей пережитки прошлого, от которых не освободились еще многие родители. До сих пор в нашем быту мы сталкиваемся с такими пороками и пережитками, как грубость, сквернословие, пьянство, суеверие и др.
Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение ребенка.
Труд — основа воспитания
В. И. Ленин указывал на необходимость воспитания молодежи в сознательном и дисциплинированном труде. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящим коммунистом.
«Правильное советское воспитание, — писал А. С. Макаренко, — невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В нашей стране труд перестал быть предметом эксплуатации, он сделался делом чести, доблести и геройства... Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Очень важно научить детей ценить всякий труд и не уклоняться от него. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания.
Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он с успехом мог бы сделать сам. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты.
С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.
Многие дети охотно берутся за разнообразную работу. К сожалению, родители но всегда поощряют стремление детей к труду. «Это не ваше дело. Подрастете, тогда и будете подметать комнату, накрывать на стол...».
Так рассуждают некоторые родители, и у них ребенок вырастает белоручкой. Он не ценит труд других людей и сам не умеет трудиться. Неудивительно, что такие дети обычно и учатся хуже других, и в общественной работе не принимают участия.
Нужно добиваться, чтобы дети с малых лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.
Мать-героиня А. М. Суханова рассказывает: «С малых лет приучала я детей к труду. У каждого из них есть какие-нибудь обязанности: кто полы подметает и моет, кто белье стирает, кто помогает в приготовлении пищи.
В обработке огорода участвует вся семья. Кроме того, старшие дети всегда помогают младшим. Старшие девочки помогали мне нянчить малышей. Все дети послушные. Ни мне, ни отцу не приходится по два раза о чем-либо просить детей или что-либо требовать от них...
Муж приучает мальчиков к работе. Сам он никогда не бывает без дела: и в доме и во дворе всегда найдется что починить, покрасить. И дети берут с него пример: растут трудолюбивыми».
Трудовое воспитание — это главная составная часть коммунистического воспитания детей. Оно должно начинаться с первых шагов сознательной жизни ребенка, с простых и посильных для него дел. Прежде всего нужно приобщать детей к самообслуживанию, к домашнему труду.
Перечислим для примера основные, наиболее распространенные виды детского труда в семье: уборка своей постели, содержание в порядке игрушек, помощь в уборке комнаты, приведение в порядок библиотеки школьника, поливка цветов в комнате, умение накрывать на стол перед обедом, уборка посуды после обеда, чистка платья и обуви, уход за огородом и цветником, помощь матери в хозяйственной работе, разбивка сада и уход за ним, уход за малышами, заготовка дров на зиму, уход за домашними животными, участие в уборке урожая в саду или на огороде.
Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения.
Она помогает маме
Приучение детей
Большое место в воспитании детей занимает приучение их к правильному поведению. Важно приучать детей преодолевать трудности, переносить некоторые лишения. Конечно, эти трудности и лишения не следует создавать искусственно.
В учебе, при выполнении общественных поручений дети обычно встречают немало трудностей. Преодоление этих трудностей закаляет характер детей.
Соблюдая режим, дети приучаются к правильному поведению. Например, ребенок ежедневно встает с постели и ложится спать в определенное время. Постепенно это входит у него в привычку, и ему не приходиться об этом напоминать.
Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, например приучать к чистоте и опрятности, к вежливости.
Делать это надо изо дня в день, до тех пор, пока у детей не выработаются устойчивые навыки и привычки.
Очень важно приучить детей к послушанию старшим, к организованному и дисциплинированному поведению дома, на улице, в общественных местах. Дети приучаются к этому под влиянием окружающей обстановки и контроля за их поведением со стороны старших.
Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее до конца, не отвлекались во время занятий, всегда убирали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена.
Поощрение и наказание детей
Большую роль играет поощрение детей за хорошие поступки и действия. Серьезную ошибку допускают те родители, которые без конца напоминают ребенку о его недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении, не одобряют его хороших поступков.
Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше.
Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку.
Обычно поощрения за хорошее поведение детей применяются в форме похвалы, подарков. Подарки детям надо делать без предварительной договоренности, они должны быть неожиданной радостью для них.
В первую очередь нужно дарить детям игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые помогают умственному и физическому развитию детей.
Поощрения всегда должны быть заслуженными. Некоторые родители злоупотребляют этим методом воспитания и за каждое даже незначительное достижение осыпают детей похвалами и наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения, привыкают к ним.
Очень вредно дарить детям деньги или заключать с ними сделки о премировании деньгами за хорошие отметки. Например, получил школьник пятерку — родители выдают ему за это определенную сумму денег.
Дети должны помнить, что учеба — это первейшая обязанность школьников, которую они должны добросовестно выполнять.
Из советской системы воспитания категорически исключаются физические наказания, так как они не только не исправляют ребенка, а, наоборот, портят его. Боясь побоев, дети лгут, скрытничают, хитрят и никогда не расскажут взрослым о своих ошибках и трудностях.
Физические наказания очень возбуждают нервную систему детей. Поэтому дети порой не могут взять себя в руки, озорничают еще больше и все делают наперекор.
Применение физических наказаний — это вредный, позорный пережиток прошлого, когда затрещинами, шлепками и подзатыльниками детям внушали «страх божий», приучали их к беспрекословному повиновению.
Не следует также грубо бранить и оскорблять детей. Это унижает достоинство ребенка и обижает его, портит отношения с родителями.
В отдельных случаях, если убеждение не помогает и ребенок держит себя развязно, грубит, бездельничает, хотя и понимает, что это нехорошо, следует наказать его.
Лучше применить такие меры: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки, проявить холодность в отношении к школьнику до тех пор, пока не исправится. Но не следует «пилить» ребенка или бесконечно напоминать ему о совершенном проступке.
Это не оказывает действия, а лишь раздражает ребенка. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.
Например, мальчик мешает старшему брату готовить уроки. На просьбы брата отойти от стола и заняться другим делом он не обращает внимания и продолжает шалить. В этом случае отец, мать или еще кто-либо из старших делает замечание мальчику и осуждает его поступок.
Внушительно сделанное замечание часто является вполне достаточным средством для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка.
Нужно только это замечание делать так, чтобы слово родителей дошло до сознания детей, а не превращалось в надоедливое повторение однообразных фраз, вроде «Тише!», «Не шуми!», «Перестань!» и т. п.
После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.
Иногда в практике семейного воспитания применяется и такая мера наказания: родители некоторое время не разговаривают с провинившимися детьми. В тех семьях, где дети любят и глубоко уважают своих родителей, они тяжело переносят эту меру наказания и стараются вести себя лучше.
Особенно осторожно следует применять наказания по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать на них внимания до тех пор, пока они не перестанут капризничать.
Если такого ребенка уговаривать или наказывать, он будет продолжать капризничать, плакать. Если же родители оставляют его в покое и как бы не замечают его капризов, он обычно перестает плакать и ведет себя лучше. На капризных детей лучше воздействовать добрым словом, чем суровым наказанием.
Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым. Несправедливые, необоснованные наказания отдаляют детей от родителей.
Разочарование в справедливости взрослых накладывает неизгладимый след на психику ребенка. В особенности родителям не следует срывать на детях свое плохое настроение или раздражение собственными неудачами.
Дети часто жалуются друг на друга, ссорятся между собой, дерутся. В таких случаях сплошь да рядом родители не пытаются трезво разобраться, в чем дело, кто прав и кто виноват.
Обычно им кажется, что виноваты чужие дети, а не их ребенок. Надо помнить, что дети насколько вспыльчивы, настолько и отходчивы и так же быстро мирятся, как и ссорятся.
Бывает и так, что родители в припадке вспыльчивости сурово наказывают своих детей, но потом, через несколько минут, ласкают их, делают им подарки, чтобы подчеркнуть свое раскаяние.
Есть и такие родители, которые сперва покричат на своих детей, побранят их, а потом уступят и разрешат все, чего требуют дети. В результате такой непоследовательности в характере ребенка появляются черты упрямства. Добиться послушания от него становится все труднее, и в этом виновны сами родители.
Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требований к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок и т. д., недопустимы в присутствии детей.
Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они ни поступали.
Требовательность к детям и контроль за их поведением
Детям нужно предъявлять определенные требования, помогающие им найти правильную линию поведения. Выполнение посильных требований, правил, обязанностей упорядочивает поведение детей и создает привычку владеть собой, управлять своими поступками.
Уже в дошкольные годы надо требовать от детей, чтобы они убирали свои игрушки после игры, мыли руки перед едой, приветствовали старших, благодарили их за оказанную помощь и т. д.
По мере роста и развития детей круг требований к ним расширяется и требования эти усложняются.
Требовательность к детям не исключает, а предполагает любовь к ним, чуткое и заботливое отношение родителей. Но эта любовь должна быть разумной. Нельзя правильно воспитать ребенка показной добротой и снижением требований к нему.
Отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к появлению среди нашей молодежи бездельников и тунеядцев, стремящихся жить легко и беззаботно, за счет других и прежде всего за счет родителей.
Удовлетворяя каждое желание своего ребенка, родители изнеживают и балуют его, не приучают к труду, к ответственности за свои поступки.
Особенно часто это бывает в семьях, где воспитывается единственный ребенок. В таких семьях чаще всего вырастают избалованные, слабовольные, ленивые и не приспособленные к жизни дети.
А. С. Макаренко, подводя итоги своего многолетнего педагогического опыта, говорил: «Моим основным принципом (а я считал, что это принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».
Чем больше мы уважаем человека, тем больше требуем от него. Некоторые родители ошибочно считают, что чем больше они будут баловать и нежить своих детей, тем крепче дети будут любить их. Это неверно.
Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не потакают их слабостям.
Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним, с разумной любовью. Лаской и любовью к детям, уважением к ним родители могут вызвать у них хорошие чувства, воспитать ценные навыки и привычки поведения.
К сожалению, есть еще родители, которые предпочитают вызывать у своих детей страх и трепет, а не смех и жизнерадостность. Чрезмерно строгий подход к детям так же вреден, как и отсутствие требовательности.
Высокая требовательность к детям необходима со стороны всех членов семьи. На страницах журнала «Семья и школа» рассказано об опыте воспитания детей в семье колхозников Кирсановых.
В этой семье вошло в обычай: каждый вечер дети отчитываются перед родителями о своих делах за день. Если кто-либо из детей уклоняется от работы, вся семья коллективно обсуждает этот поступок.
Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице, в общественных местах. Но этот контроль не должен быть назойливым.
Излишняя опека со стороны родителей нередко вызывает у детей, особенно у подростков, законную обиду. Им не нравится, когда родители следят за каждым их шагом, вмешиваются в их отношения с товарищами.
Разумеется, контроль за поведением детей необходим, но он не должен сковывать их инициативу, оскорблять их самолюбие.
В воспитании детей особенно важно обеспечить единство требований со стороны школы и семьи, учителей и родителей. В школе детям внушают, что людей, проживших долгую трудовую жизнь, нужно уважать, но иногда, придя домой, ученик слышит, как грубо его мать или отец разговаривают с бабушкой.
Влияние дурного примера родителей снижает эффективность воспитательного воздействия школы.
Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей — необходимое условие воспитания наших детей в духе коммунистической морали. Родителям необходимо поддерживать постоянную связь с классным руководителем.
Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое.
Особенно важно действовать согласованно, когда родители поощряют или, наоборот, наказывают ребенка. Всякие споры о мере поощрения или наказания в присутствии детей недопустимы.
Такие споры подрывают авторитет старших и приучают детей искать себе защиту у «доброго» папы против «строгой» мамы или наоборот.
Учет возрастных особенностей детей
Нельзя ко всем детям подходить с одними и теми же требованиями. В воспитании детей очень важно учитывать их возрастные особенности.
Самые большие трудности представляет воспитание детей среднего возраста — учащихся 5—8-х классов. Подростки требуют от родителей особенно много внимания. Без этого трудно направить пробуждающуюся активность и самостоятельность подростков по правильному руслу.
Родителям, однако, не следует быть слишком навязчивыми, изо дня в день повторять одно и то же. Детям это надоедает, и они перестают обращать внимание на внушение родителей.
Необходимо разнообразить формы подхода к подросткам и не строить все воспитание на одних лишь запрещениях.
Некоторые родители иногда забывают, что подростки — это не маленькие дети, и продолжают обращаться к ним в форме безоговорочного приказания.
Такой тон раздражает подростков. Они болезненно переживают, что близкие им люди не считаются с ними, не уважают их. В ответ на безоговорочные приказания у них часто развивается упрямство, они стремятся сделать все по-своему.
Внимательные родители постоянно следят за развитием своих детей и по мере их роста изменяют методы воздействия на них. Они часто обращаются к детям среднего и старшего возраста с просьбой, советуются с ними, обсуждают, как нужно быстрее и лучше выполнить ту или иную работу.
Такое доверие к подросткам благотворно влияет на них. Они с большим уважением относятся к родителям и более охотно выполняют их просьбы, советы и указания.
Воспитание детей в семье
Родители первые воспитатели детей: Подробнее ...
- — Воспитание у детей высоких моральных качеств Подробнее ...
- — Пример и авторитет старших Подробнее ...
- — Труд — основа воспитания Подробнее ...
- — Приучение детей Подробнее ...
- — Поощрение и наказание детей Подробнее ...
- — Требовательность к детям и контроль за их поведением Подробнее ...
- — Учет возрастных особенностей детей Подробнее ...
Помощь детям в учебе Подробнее ...
- — Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий Подробнее ...
- — Помощь детям в выполнении домашних заданий Подробнее ...
- — Воспитание у детей чувства ответственности за учебу Подробнее ...
Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников Подробнее ...
Физическое воспитание детей Подробнее ...
- — Занятия спортом Подробнее ...
- — Режим детей Подробнее ...
- — Туристские походы и прогулки Подробнее ...
- — Соблюдение правил санитарии и гигиены Подробнее ...
Художественное воспитание детей Подробнее ...
Культура поведения детей Подробнее ...
Организация внеклассного чтения Подробнее ...
Правильная организация досуга детей Подробнее ...
Содружество школы и семьи в воспитании детей Подробнее ...
Воспитание детей в семье
- Воспитание в самый ранний период (до 2 лет)
- Воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте (2-7 лет)
- Воспитание в младшем школьном возрасте (7-11лет)
- Воспитание в подростковом возрасте (12-15 лет)
- Воспитание в ранней юности (15-17 лет)
- Нравственное воспитание
- Воспитание эстетического поведения
- Средства педагогического воздействия